Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Книга служила людям на протяжении веков. За всю историю своего существования она не раз меняла свой внешний вид. Современная книга приобрела новую форму, став электронной. Не уменьшая достоинств, следует отметить, что именно общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии дошкольника, побуждает к поиску нового и интересного в окружающем мире.
По данным ФГОС ДО, утв. приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 содержание образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в дошкольной образовательной организации, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей к различным видам деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное, когнитивное, вербальное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Когнитивное развитие предполагает развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойства и взаимосвязи объектов окружающего мира. Благодаря взаимосвязи образовательных направлений обеспечивается формирование у ребенка целостной картины мира [17].
Сейчас существует огромное количество различных источников информации, которые помогают узнать что-то новое. Перед педагогами, стоит задача выбора наиболее приемлемых источников для развития детей в условиях ДОУ с учетом их возрастных индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Сегодня, в условиях повсеместной компьютеризации, дети мало интересуются книгой. Поэтому проблема воспитания у дошкольников любви к книге как к одному из источников развития очень актуальна.
Одним из способов вовлечения детей в использование книг в самостоятельной и непосредственно деятельности стало создание тактильных книг, которые помогают решать не только образовательные, но и развивающие задачи.
Эти книги полны сюрпризов, ярких, привлекающих внимание детей. Дошкольники с большим интересом и восхищением рассматривают их, трогают, ощупывают, в то время как обычные книги просто перелистывают. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой трехмерные изображения, конструкции, для изготовления которых используются разнообразные натуральные подручные и натуральные материалы.
Одной из ключевых целей тактильных книг – развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель исследования – теоретическое обоснование использования тактильных книг для развития дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме использования тактильных книг для развития дошкольников в ДОУ.
2. Проанализировать речевое понятие «тактильные книги».
3. Описать особенности использования тактильных книг для развития дошкольников в условиях ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в изучении методической литературы по теме работы, в уточнении понятия «тактильная книга», а также в описании особенностей использования тактильных книг для развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования – процесс развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет исследования – использование тактильных книг для развития дошкольника в условиях ДОУ.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования тактильных книг для развития дошкольника в условиях ДОУ
1.1 Сущность понятия «тактильная книга»
Тактильная книга – невероятное пособие, сделанное своими руками с любовью, которая хранит частичку души и тепла рук мастера. С данным пособием можно одновременно играть и учить ребенка.
Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка, плюшевая игрушка (главные герои, бусы, спицы для вязания крючком и спицами) [1].
Фетровая книжка – очень полезная и оригинальная игрушка для ребенка. Она несет в себе множество полезных для малыша функций: развивает тактильные ощущения, обучает ролевым играм, счету, азбуке, помогает развивать мелкую моторику, внимание, конкретный набор функций зависит от содержания книг.
Читая тактильную книгу (другими словами, прикасаясь к предметам пальцами,) ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром и предметами домашнего обихода. При поиске мелких предметов из разных материалов ребенок ассоциативно связывает их с реальными предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень больших или, наоборот, очень маленьких предметах, которые невозможно рассмотреть руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки.
Память детей дошкольного возраста является непроизвольной. Ребенок не ставит перед собой цель что-то запомнить и не прилагает никаких усилий, чтобы это запомнить. Память ребенка дошкольного возраста фиксирует интересные, эмоциональные, красочные события и образы [4].
Непроизвольное внимание преобладает на протяжении всего дошкольного возраста.
Поэтому дети редко делают одно и то же в течение длительного времени. В дошкольном возрасте из-за сложности деятельности детей внимание приобретает большую концентрацию и стабильность.
Фрагмент для ознакомления
3
Агеева, Н. В. Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи / Н. В. Агеева, И. А. Крамная, Л. А. Новикова, М. Н. Пьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 9-12.
Андреева, О. Ю. Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей дошкольного возраста / О. Ю. Андреева, Е. К. Зимина, П. С. Киселева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 177-179.
Анищенко, Н. Изготовление тактильной книжки-игрушки для маленьких детей: метод. пособие/ Новгород. обл. спец. б-ка - Великий Новгород, 2009.
Блинова, Г. В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Г. В. Блинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 409-411.
Богатая, О. Ф. Изготовление тактильной книги для слепых и слабовидящих детей: рекомендации для родителей / О.Ф. Богатая. – Сургут: Ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития. – СурГПУ, 2016. – С.89-93.
Зыкова, Л.В. «Методическое пособие «Тактильная книга как дидактический материал» [Электронный ресурс], URL: https://dohcolonoc.ru/svoimi-rukami/12797-taktilnaya-kniga-kak-didakticheskij-material.html (дата обращения 08.11.2024г.)
Кайсаканова, Т. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС / Т. А. Кайсаканова, Г. В. Зуйкова, А. А. Бернацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 357-358.
Киселева, Е. Е. К вопросу о методике использования тактильной книги / Е. Е. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 442-445.
Мангазеева, Т. Н. Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения / Т. Н. Мангазеева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 60-63.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста / А. Н. Ресметова, Е. А. Терентьева, Р. Ф. Комбарова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 217-219.